Активный Регион

Вы здесь

Песчаный кризис с д. Парчег

Песчаный кризис с д. Парчег

Универсальный номер сигнала: 
0013029
Классификация сигнала: 
Предложение по празднованию 100-летия Республики коми
Территориальная принадлежность: 
с. Зеленец
Содержание: 
Обращение к Временно исполняющему обязанности главы Республики Коми Уйба В.В. Уже не первый год проблемой, пожалуй, номер один сельского поселения «Зеленец» является дорога к деревне Парчег. Публикации в СМИ, обращения в различные органы власти, Президенту РФ, совещания, судебные процессы – являются свидетельствами всей остроты и болезненности данной темы для населения. Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.11.2019 г. по иску и.о. прокурора Сыктывдинского района и на основании заявления ООО «Спецстроймеханизация плюс» (ООО «ССМ Плюс»), единственного хозяйствующего субъекта, на протяжении многих лет использующего дорогу к д. Парчег, на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность обеспечить безопасные условия эксплуатации автомобильной дороги «Подъезд к д. Парчег». Казалось бы, проблема так давно волнующая общество, наконец-то получила свое решение. Однако, 05 марта 2020 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Минприроды РК, Министерство) вопреки позиции, занятой в ходе судебного разбирательства по делу № А29-12995/2019, принято решение о продлении недропользователю ООО «Спецстроймеханизация плюс» лицензии на разработку месторождения песка «Песчаная гряда» до 30.10.2021 г. Отсюда следует, что продление лицензии при условии сохранения вывоза песка многотонным транспортом ООО «ССМ Плюс» и его покупателями будет препятствовать работе администрации Сыктывдинского района по исполнению решения суда, фактически сводя на нет качество производимого ремонта дороги, как на это указывают дорожные службы, тем самым способствуя продолжению «Песчаного кризиса» в д. Парчег. Как участник Песчаного кризиса в Парчеге считаю необходимым опубликовать свой взгляд на статью директора ООО «Спецстроймеханизация Плюс» от 20.02.20 г. в газете «Наша жизнь» ( http://wylgort-news.ru/news/2020/02/20/prodolzhim-zashhishhat-svoi-prava/) и проблему в целом. l.Бешеные деньги (Вершки и корешки). 1. Действительно, между администрацией Сыктывдинского района и названной организацией была договоренность, по которому недропользователь, добывающий песок с 90-х гг. прошлого столетия, впервые за все годы работы, благодаря общественному резонансу, а не по собственной доброй воле бизнеса, осознающего ответственность перед жителями села, обязуется выделять средства на ремонт разбитой им дороги. Впрочем, средств на ремонт дороги организацией до сих пор не выделено, иной помощи для решения дорожной проблемы также не оказано. Вместо этого - запросы, заявления со стороны ССМ Плюс в адрес администрации района о невозможности выделения средств, наличии всяческих трудностей в исполнении соглашения и прочие уловки, чтобы не платить. Только лишь реклама благих намерений сомнительный путь к добру и миру, хотя и стоит гораздо дешевле, чем качественный асфальт. 2. Что на деле означают готовность сотрудничать и договариваться Спецстроймеханизации? - практически уничтоженная дорога, неоднократные аварии и смерти людей; - судебное решение по иску недропользователя, которое обязало администрацию Сыктывдинского района сделать ремонт им же и разрушенного полотна, для чего необходимо потратить неподъемные для бюджета деньги, обделяя тем самым другие села; - ловкая манипуляция косным законом, позволяющая им благодаря решению суда заставлять власти чинить то, что столько лет уничтожалось именно их фирмой, а не кем-то другим (ни Монди, ни Лузалес, ни иные организации, осуществляющие свою работу с помощью крупного транспорта, данной тупиковой дорогой не пользуются); - площадка для хозяйственной деятельности в прибрежной защитной полосе реки (!); незаконная добыча песка в реке Вычегда (в 2017-2018 гг. уже была зафиксирована работа неустановленного земснаряда в реке), которую уполномоченные органы не могут (не хотят?) доказать (а иначе для чего нужна площадка для складирования песка на берегу реки?); - жалобы в правоохранительные и иные органы на администрации села и района, а также всяческие иные попытки посеять раздор в обществе (разделяй и властвуй), избежав заслуженного негодования народа, максимально обогатившись и сохранив свое комфортное существование ещё на долгие годы; - ссылки на непричастность к повреждению дороги, которое осуществляется не ими, а их покупателями песка (удобно, не правда ли?). На сегодняшний день в одном из сообщений фейкового аккаунта социальной сети заявлено о намерении обратиться в судебные органы с иском к администрации района о возмещении вреда вследствие ненадлежащего качества дороги, причиненного транспортному средству, по всей вероятности, Спецстроймеханизации. Помимо того, обществом получена лицензия на разведку запасов песка с очевидной целью - дальнейшее выкачивание природных ресурсов с нашей земли. Цинизм. Абсурд. Глупость. II.Взгляд на проблему сквозь призму работы органов власти Коми. 1. 29.04.2019 г. ООО «ССМ Плюс» обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений в условия пользования участками недр местного значения, в соответствии с которым Общество просило продлить срок действия лицензии до 31.12.2022 г. для завершения работ по разработке месторождения, а также в целях проведения рекультивации. Также Общество обратилось с заявлением от 30.05.2019 г. о предоставлении права пользования указанным месторождением для геологического изучения нижележащих горизонтов. Письмом от 16.09.2019 № 01/06/015389, 15390 Минприроды Республики Коми отказало в продлении срока действия лицензии, а также в предоставлении права пользования недрами в целях изучения нижележащих горизонтов разрабатываемого месторождения. Основанием отказа в продлении лицензии указывалась возможная социальная напряженность в районе сельского поселения «Зеленец». Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми. Решением Арбитражного Суда Республики Коми от 10.12.2019 г. отказ Минприроды РК в продлении срока действия лицензии ООО «ССМ Плюс» разрабатываемого месторождения песка «Песчаная града», и предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения нижележащих горизонтов, разрабатываемого месторождения строительного песка «Песчаная града» признан незаконным. В своем решении суд указал, что поскольку Минприроды Республики Коми и третьими лицами в судебном заседании заявлены новые доводы об отсутствии оснований для продления срока действия лицензии способом устранения допущенного нарушения является повторное рассмотрение обращения ООО «Спецстроймеханизация Плюс». Таким образом, судебный орган не продлил автоматически действие лицензии, а предоставил Министерству законную возможность заново рассмотреть заявление недропользователя с учетом имеющихся обстоятельств. В адрес Министерства неоднократно направлялись письма, в которых обращалось внимание на существование иных оснований для отказа в продлении лицензии: осуществление складирование песка в нарушение рабочего (технического) проектов; добыча песка в период 2013-2015 гг. без согласованного рабочего (технического) проекта (подтверждается ответами уполномоченных органов). Однако, вопреки имеющимся объективным основаниям уполномоченный орган не внял этим доводам и принял решение о продлении лицензии. 2. Данной судебное решение, действующее законодательство Республики Коми, решения Минприроды РК о выдаче и последующих продлениях лицензии на разработку карьера и сложившаяся в связи с этим ситуация в с. Зеленец показывают невовлеченность органов местного самоуправления в решении вопросов, связанных с недропользованием, противоречат принципу участия органов местного самоуправления в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование. Поэтому для разрешения проблемной ситуации Минприроды РК предлагалось внести в приказ от 06.10.2015 N 42 "Об утверждении Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми" изменения, в соответствии с которыми бы: уполномоченный орган при рассмотрении заявки на предоставление права пользования участком недр местного значения согласовывает с органом местного самоуправления предоставление права пользования данным участком недр; для рассмотрения возможности включения участков недр в перечень участков недр местного значения в уполномоченный орган подается заявка от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, подача заявок от субъектов предпринимательской деятельности должна быть исключена или же возможна при условии согласования с органами местного самоуправления; недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. По настоящий день информации о принятых решениях Минприроды РК по внесенным предложениям нет. 3. Помимо того, в Министерство направлялись просьбы, при решении вопросов природопользования учитывать мнение местного населения и имеющуюся в муниципальном образовании ситуацию, для чего, например, включить в условия пользования недрами к лицензии обязанность недропользователя обеспечивать при движении транспорта к месту, с места добычи песка сохранность автомобильных дорог и возможности прекращения действия лицензии в случае нарушения недропользователем данной обязанности. В лицензию на разработку карьера «Песчаная гряда» Министерством данных положений внесено не было. 4. Многократные обращения в органы прокуратуры Коми как инстанцию, обладающую полномочиями по обращению в суд с иском о недействительности договора аренды участка в прибрежной защитной полосе р. Вычегда (предназначенного для осуществления хозяйственной деятельности ООО «ССМ Плюс» (!)) также не получили должной реакции. А ведь именно прокуратура, созданная для защиты прав и интересов граждан России, является инициатором исков подобной категории дел (чему свидетельствует сложившаяся в иных регионах страны судебная практика). Ответы чиновников сводятся к отсутствию нарушений, помочь не можем. В связи с этим считаю необходимым заявить о несогласии с деятельностью Минприроды РК и иных уполномоченных органов власти Коми, доказывающими проявление ими формализма в работе, нежелание слышать местное население и неумение правильно использовать услышанное при принятии соответствующих решений, ограниченность в использовании опыта других регионов и судебной практики при решении социально значимых дел, в совокупности приводящими к серьёзным для общества последствиям. P.S. Хочется надеяться, что все сказанное выше не останется без внимания нового руководителя региона, который найдет в себе силы окончательно разрешить этот кризис. Ямочный ремонт, увы, больше не поможет.
Дата публикации ответа: 
17 июня 2020 г.
Ответ ОВ и МС: 

Добрый день! Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми сообщает следующее: отношения, возникающие в области использования и охраны недр, урегулированы положениями Закона Российской Федерации «О недрах». Согласно статье 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть первая статьи 11 Закона о недрах).

Кроме указанного необходимо отметить, что лицензией предоставляется и регулируется право пользования недрами.

Иными словами, недропользователи являются таковыми только в отношении предоставленных им участков недр. Осуществление контроля за соблюдением требований законодательства в части использования сопутствующей инфраструктуры, в том числе дорожной, и не предоставленной министерством в пользование недропользователям, не возложено на Минприроды Республики Коми. Также Минприроды Республики Коми не  является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящимися в государственной собственности Республики Коми. В связи с этим включение в условия пользования недрами вопросов использования автомобильных дорог, задействованных в маршруте движения транспортных средств недропользователей является превышением полномочий Минприроды Республики Коми, что в свою очередь является коррупциогенным фактором.

Кроме этого необходимо отметить, что в некоторых случаях реализация полезных ископаемых (строительного песка) осуществляется недропользователями непосредственно с карьера, а вывозка осуществляется не самим недропользователем, а покупателями на собственных транспортных средствах. При таких условиях возложение на недропользователей ответственности за действия третьих лиц является противоречащим требованиям законодательства.

Помимо указанного, в силу статьи 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1).

В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Из содержания правовой нормы следует, что в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий пользователь недр, не допустивший нарушений условий лицензии, имеет право на продление срока пользования участком недр вне зависимости от наличия согласия органов, предоставивших лицензию.

С учётом приведённых требований законодательства о недрах ООО «Спецстроймеханизация Плюс» обратилось в министерство с заявлением о продлении срока действия лицензии до 31.12.2022, ссылаясь на неполную разработку месторождения, наличие неотработанного полезного ископаемого, на что получило отказ.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.12.2019 по делу № А29-12995/2019, вступившем в силу 4.03.2020, (далее – Решение) признан незаконным отказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 16.09.2019 № 01-06/15389, 15390 в продлении срока действия лицензии Общества с ограниченной ответственностью «Спецстроймеханизация Плюс» ВЫЛ 00670 ПЭ и предоставлении права пользования недрами в целях геологического изучения нижележащих горизонтов, разрабатываемого месторождения строительного песка «Песчаная града».

Также на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ООО «Спецстроймеханизация Плюс») в 5-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Одновременно с указанным в мотивировочной части Решения установлено, что способом устранения допущенного нарушения является повторное рассмотрение обращения ООО «Спецстроймеханизация Плюс».

В целях исполнения Решения, по результатам повторного рассмотрения заявления ООО «Спецстроймеханизация Плюс», министерством 5.03.2020 срок действия лицензии ВЫЛ 00670 ПЭ продлён до 30.10.2021 на основании следующего.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относится участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование.

Между Администрацией СП «Зеленец» и ООО «Спецстроймеханизация Плюс» заключён договор аренды земельного участка от 24.07.2015 для разработки месторождения песка «Песчаная гряда», сроком действия до 30.10.2021. В данном случае возможность (или невозможность) в последующем продления договора аренды земельного участка (после 30.10.2021) не может быть достоверно определена Минприроды Республики Коми. В этой связи Общество было вправе претендовать на продление срока действия лицензии на срок до 30.10.2021 для осуществления деятельности по разработке месторождения песка «Песчаная гряда» на указанном земельном участке до 30.10.2021.

По вопросу внесения изменений в Положение о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми, утверждённое приказом Минприроды Республики Коми от 6.10.2015 № 425, отмечаем следующее.

В целях приведения законодательства Республики Коми в соответствие с федеральным законодательством министерством разработан проект приказа «Об утверждении  Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми» (далее – проект). В частности к заявлениям о включении участков недр местного значения в Перечень, предлагаемым для целей геологического изучения, разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых, прилагаются результаты согласований с органами местного самоуправления в Республике Коми (в том числе в части соблюдения социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование, наличия или отсутствии земель населенных пунктов).

13 мая 2020 для проведения оценки регулирующего воздействия, проект размещён на сайте pravo.rkomi.ru (https://pravo.rkomi.ru/projects#npa=10510) со сроком представления предложений до 26.05.2020, а 14 мая 2020 письмом № 02-03-3578 направлен на рассмотрение в адрес всех муниципальных образований в Республике Коми.

Предложений от АМО МР «Сыктывдинский» в адрес министерства по проекту не поступало.

Однако отмечаем, что Министерство экономики Республики Коми, как уполномоченного органа по подготовке заключений по проведённой органами исполнительной власти Республики Коми оценке регулирующего воздействия на проекты нормативных правовых актов Республики Коми, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Коми обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, рассмотрело проект приказа Минприроды Республики Коми «Об утверждении Положения о пользовании участками недр местного значения на территории Республики Коми Республики Коми», и направило в адрес Минприроды Республики Коми положительное заключение по проведённой оценке регулирующего воздействия на проект.

Поделиться