Активный Регион

Вы здесь

Прожиточный минимум в Российской Федерации

Прожиточный минимум в Российской Федерации

Универсальный номер сигнала: 
0001646
Классификация сигнала: 
Социальная поддержка и обслуживание населения
Классификация 2017 года: 
Социальная поддержка и обслуживание населения (прочее)
Территориальная принадлежность: 
Сосногорск
Содержание: 
Вопросы сигнала: Постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 281, оказание социальной помощи и социальной защиты органами судебной и исполнительной власти. Прожиточный минимум в Российской Федерации Конституцией РФ установлено, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. ФЗ N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" установлен порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с ФЗ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и ФЗ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Ст. 2 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" установлено, что предназначением прожиточного минимума является оказание необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам. Ст. 6 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации) установлено, что семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. Ст. 3 ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что целями оказания государственной социальной помощи является повышение доходов населения. Ст. 12 ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется также в виде денежных выплат. Если гражданин является малоимущим, то ему нужна социальная помощь. Каждый гражданин имеет право на свою часть дохода бюджетной системы Российской Федерации. Основания для выплаты положения ст. ст. 16, 16.1, 1102 ГК РФ (малоимущий гражданин является потерпевшим). Бюджетная система Российской Федерации формируется в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. «Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.» Ст. 39 БК РФ - Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Ст. 2 БК РФ установлено: «Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее - закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу. Внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.» П.3 ст.3 НК РФ - Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. В соответствии с Законом, доходом является (см Налоговый Кодекс РФ): НК РФ Статья 41. Принципы определения доходов 1. В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса. 2. В целях настоящего Кодекса не признается доходом (экономической выгодой) получение имущества его фактическим владельцем от номинального владельца, если такое имущество и его номинальный владелец указаны в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Из положений НК РФ следует, что если имущество и/или услуги/работы используются не для получения экономической выгоды в денежной или натуральной форме, то имущество и/или услуги/работы могут не быть доходом или не могут быть доходом. Статья 4 Конституции РФ 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Статья 5 Конституции РФ 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Статья 6 Конституции РФ 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Из положений Конституции РФ следует, что каждый гражданин имеет право на свою часть дохода бюджетной системы Российской Федерации. Случай (момент) возможности взыскания установлен в ст. 446 ГПК РФ. Если чего-то из списка ст. 446 ГПК РФ человек не имеет, значит он нуждающийся в этом. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Статья 4. Принципы исполнительного производства Исполнительное производство осуществляется на принципах: 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;... Минимум имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи определен ст. 446 ГПК РФ.
Дата публикации ответа: 
25 октября 2017 г.
Ответ ОВ и МС: 

В Республике Коми сформирована система адресной помощи наиболее нуждающимся семьям. Так, семьям, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, в установленном порядке признанным малоимущими, предоставляются различные виды государственной социальной помощи: денежные выплаты (пособие семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода; пособие на оплату проезда в общественном транспорте гражданам пожилого возраста (мужчинам старше 60 лет, женщинам старше 55 лет), получающим страховые пенсии по старости, пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законодательством, региональная социальная доплата к пенсии; пособие на основании социального контракта, материальная помощь и др.) и натуральная помощь (проезд граждан по остросоциальным нуждам по территории Российской Федерации и др.). Признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими регулируется Федеральными законами от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», Законом Республики Коми от 12.11.2004 г. № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» и постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 г. № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (далее – постановление Правительства РК № 281). В соответствии с Порядком и условиями признания семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими, назначения и выплаты им государственной социальной помощи в виде пособия семье, одиноко проживающему гражданину, среднедушевой доход которых ниже гарантированного душевого денежного дохода, утвержденными постановление Правительства РК № 281 (далее – Порядок), признание семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и назначение государственной социальной помощи осуществляется государственным бюджетным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания (далее – центр) на основании предусмотренного пакета документов, в том числе документов, подтверждающих денежные доходы за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления гражданина и всех членов его семьи. Обращаем внимание, что денежные доходы гражданина могут быть различными – предусмотренные системой оплаты труда выплаты с места работы гражданина или социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства и др. При этом в соответствии с частью 6 пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который закрепляет гарантии заявителей от излишних требований при предоставлении государственных услуг, документы о заработке гражданина, т.е. о доходах, не входят в перечень документов, которые не вправе требовать от заявителя органы, предоставляющие государственные услуги, при оказании данной услуги. В силу указанных положений федерального законодательства органы государственной власти вправе затребовать у гражданина документы о заработке (о доходах). В соответствии с Порядком гражданин вправе представить в центр или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по месту жительства или по месту пребывания ряд документов, который включают в себя, в том числе: 1) документы, подтверждающие денежные доходы за расчетный период, заявителя и всех членов его семьи: а) справку о виде и размере пенсии; б) справку, подтверждающую выплату всех видов пособия по безработице и других выплат безработным; в) справку о размере социальных выплат, получаемых заявителем в соответствии законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Республики Коми; 2) документ (сведения), подтверждающий регистрацию гражданина и каждого из совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство членов семьи гражданина по месту жительства или месту пребывания (представляется при отсутствии отметки о регистрации по месту жительства в документе, удостоверяющем личность гражданина); 3) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) гражданина и каждого из членов его семьи. В случае если заявителем по собственной инициативе не представлены данные документы, центр или МФЦ запрашивает их в рамках межведомственного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (сведения). Таким образом, к сведениям, которые могут быть запрошены в рамках межведомственного взаимодействия, не относятся доходы от трудовой деятельности (заработная плата). Пунктом 2-1 Порядка предусмотрено, что в случае если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они вправе самостоятельно декларировать их в заявлении. К видам доходов, которые заявители вправе самостоятельно декларировать, относятся доходы: а) от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества; б) от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства; в) в виде наследуемых и подаренных денежных средств; г) другие доходы, которые не могут быть документально подтверждены. Вместе с тем пп. 4 п. 2 Порядка предусмотрен перечень документов, подтверждающих независимые от гражданина (семьи) причины (объективные причины, из-за которых граждане (семьи) имеют среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума в расчетном периоде). К ним относятся: а) трудовая книжка (для гражданина, лиц, являющихся членами семьи гражданина, использующих в качестве единственного источника дохода личное подсобное хозяйство; для неработающих пенсионеров, за исключением инвалидов I группы). Выписка из трудовой книжки оформляется центром или МФЦ; б) справка медицинской организации, подтверждающая в течение расчетного периода прохождение лечения или состояние беременности со сроком не менее 30 недель (для лиц трудоспособного возраста в случае отсутствия доходов в расчетном периоде); в) справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая на день регистрации заявления в центре наличие инвалидности в расчетном периоде (для инвалидов I, II, III группы и семей, имеющих детей-инвалидов); г) справка из общеобразовательной организации, подтверждающая на день регистрации заявления в центре обучение вне зависимости от формы обучения (для детей старше шестнадцати лет); д) аттестат об основном общем образовании или среднем общем образовании или диплом о среднем профессиональном или высшем образовании, подтверждающие окончание обучения в образовательной организации (для неработающих лиц трудоспособного возраста в случае отсутствия доходов в расчетном периоде по причине окончания обучения в образовательной организации, а также при отсутствии доходов не более трех календарных месяцев, с месяца, следующего за месяцем окончания обучения в образовательной организации); е) справка управления дошкольного образования, подтверждающая, что ребенок в расчетном периоде состоял в очереди для определения в государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию (для неработающих лиц трудоспособного возраста, осуществляющих уход за ребенком в возрасте от 1,5 лет до 3-х лет, у которых отсутствуют доходы в расчетном периоде); ж) документ, подтверждающий уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся в постоянном уходе, по заключению, выданному медицинской организацией, либо достигшим возраста 80 лет (для неработающих лиц трудоспособного возраста в случае отсутствия доходов в расчетном периоде); з) документы, подтверждающие временную приостановку работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, приостановку работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней; и) документы, подтверждающие предоставление отпуска без сохранения заработной платы, межвахтового отдыха. Таким образом, государственная социальная помощь может быть назначена только тем гражданам, которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми, либо имеют независимые от них причины (и подтверждающие это документы), в соответствии с которыми у граждан могут отсутствовать доходы. Постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 принято в пределах предоставленных Правительству Республики Коми полномочий, является действующим, не отменено и не оспорено в установленном законом порядке, в связи с чем является обязательным к применению.

Поделиться