Активный Регион

Вы здесь

Утилизация отходов

Утилизация отходов

Универсальный номер сигнала: 
0008791
Классификация сигнала: 
Обращение с отходами
Территориальная принадлежность: 
Прилузский Район
Содержание: 
У нас в Прилузском районе до сих пор остро стоит проблема утилизации отходов, не относящихся к ТКО. Мусор после субботников ( листва, ветки, доски ) до сих пор не со всех улиц и кладбища вывезен. Не понятно куда девать строительный мусор, разобранные старые постройки. Когда администрация района и региональный оператор наведут порядок в этом вопросе?
Дата публикации ответа: 
11 июня 2019 г.
Ответ ОВ и МС: 

Понятийным аппаратом Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) определено, что к твердым коммунальным отходам (далее – ТКО) относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), группа отходов «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0) включает виды отходов - мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог. В соответствии со ст. 24.6. Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации. Исходя из комплексного трактования норм федерального законодательства, отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, относятся к ТКО. Соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами. Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются ТКО, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. Как следует из ст.45.1. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) вопросы уборки территорий городских и сельских поселений, содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями регулируются правилами благоустройства территории муниципального образования, утвержденными представительным органом соответствующего муниципального образования. Таким образом, граждане и Региональный оператор не являются лицами, ответственными за благоустройство территорий муниципальных образований, данная обязанность входит в компетенцию органов местного самоуправления (администрации муниципального района, городского округа, поселения) с учетом распределения полномочий, предусмотренного Законом № 131-ФЗ. К моменту начала осуществления деятельности по обращению с ТКО региональным оператором, муниципальные контракты, предметом которых является обращение с ТКО, заключенные ранее, должны быть расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе и заключены договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором как с единственным поставщиком (п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Таким образом, организации, отвечающие за уборку территории городских и сельских поселений, в результате которой образуются ТКО, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором и оплачивать услугу по обращению с ТКО. Расходы на оплату услуги регионального оператора по обращению с ТКО в таком случае несут органы местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство и финансировании мероприятий по благоустройству.   По вопросу обращения со строительным мусором. Так, в п. 2 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 определено, что «крупногабаритные отходы» - это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. В соответствии с ФККО отходы из жилищ крупногабаритные (7 31 110 02 21 5) в составе вида отходов «Отходы из жилищ» (7 31 100 00 00 0) относятся к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (7 31 000 00 00 0). В соответствии с Методическими рекомендации по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 10.11.1998 № 8, текущий ремонт здания - комплекс строительных и организационно-технических мероприятий по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) элементов здания и поддержанию эксплуатационных показателей. Вместе с тем группы отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (панели и плиты для перегородок, гипсокартонные листы, вент-блоки)» (8 24 100 00 00 0), «Отходы затвердевших строительных смесей прочих» (8 24 910 00 00 0), «Отходы линолеумов, полимерных плиток» (8 27 100 00 00 0), «Отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» (8 90 000 01 72 4) и т.п. относятся к отдельному блоку «Отходы строительства и ремонта» (код по ФККО 8 00 000 00 00 0). Положениями пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). В связи с этим, необходимо разделять понятия «строительство» и «текущий ремонт». Так, нередко отходы, образующиеся при текущем ремонте, ошибочно считают строительными отходами, видя в наименовании слово «строительный». Упоминание в наименовании отхода слова «строительство», «строительный» и т.п. не всегда подтверждает, что тот или иной вид отхода образован именно при строительных работах. Например, «отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ» и «отходы (остатки) песчано-гравийной смеси при строительных, ремонтных работах» могут образоваться как при строительстве, так и при ремонте. Необходимо принимать во внимание, что ФККО - унифицированный документ, но при этом он не учитывает распределение отходов по признакам образования: - в жилых или нежилых помещениях; - у физических или юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - при ремонте или строительстве; В соответствии с разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. В соответствии с п. 2 Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298, отходы потребления - подлежащие обезвреживанию, утилизации (использованию) или удалению посредством размещения остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе потребления, включая готовые товары (продукцию), подлежащие утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции). Таким образом, исходя из совокупного толкования норм федерального законодательства, отходы от текущего ремонта жилых помещений физических лиц, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подобные им по составу и происхождению, как правило, являются отходами потребления, и, следовательно, относятся к ТКО. Отходы, образующиеся при строительстве, не относятся к ТКО. ООО «УХТАЖИЛФОНД», являясь коммерческой организацией, вправе заключать договор на оказание услуг по обращению с отходами от строительства. Договоры на оказание услуг по обращению с отходами от строительства заключаются с учетом требований действующего законодательства, в т.ч. посредством проведения соответствующих конкурсных процедур. Вместе с тем, в соответствии с примечанием к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определение», в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Поделиться