С учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Законом Республики Коми № 93-РЗ от 06 октября 2005 года «О повышенных и предельных размерах районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Коми» с 01 января 2005 года для работников государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, а также для работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, расположенных в городе Вуктыле с подчиненной ему территорией, установлен районный коэффициент в размере 1,40.
При этом для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета и организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расчет заработной платы производится с учетом районного коэффициента 1,30.
Для расчета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также иных видов пенсии, лицам, проживающим на территории города Усинска и подчиненных его администрации населенных пунктов применяется районный коэффициент в размере 1,30.
В связи с чем Правительством Республики Коми с 2011 года велась работа по внесению изменений в федеральные законы Российской Федерации, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в части установления размера того или иного вида пенсии или фиксированного базового размера разного рода пенсий с учетом повышенного размера районного коэффициента, если органами государственной власти субъектов Российской Федерации размеры соответствующих районных коэффициентов к заработной плате установлены выше, чем установлены Правительством Российской Федерации.
На законопроект были получены отрицательные заключения из Аппарата Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы, Правового управления Государственной Думы, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по причине нарушения принципа разграничения полномочий, предусмотренных действующим законодательством, так как решение об увеличении районных коэффициентов принимает субъект Российской Федерации, а финансирование предусматривается за счёт средств федерального бюджета.
Аналогичный по своей сути законопроект вносился в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Амурской области и также был отклонен.
Также необходимо отметить, для решения вопроса об изменении районного коэффициента для г. Вуктыла в сторону увеличения необходимо провести предварительную оценку северности данной территории. В данном случае может быть применена Методика, разработанная Институтом экономических и социальных проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, в которой используется набор показателей, измеряющих проявление дискомфортности и периферийности, а также оригинальный метод расчета рейтингов (мест территориальных единиц), обеспечивающий высокую достоверность интегральной оценки.
Данная оценка и определение уровня дискомфортности проживания на территории основана не только на географической широте, но и на таких показателях, как:
- дискомфортность климатических условий (средняя зимняя температура, число дней с метелями, количество холодных дней в году, ультрафиолетовый дефицит и др.);
- характеристика периферийности территории и инфраструктурной
обустроенности, в том числе транспортная обеспеченность, заселенность,
очаговость освоения, социальная обустроенность (обеспеченность жильем,
детскими дошкольными учреждениями, врачами и т.д.);
- интегральное северное районирование.
По информации, представленной Институтом экономических и социальных проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, решение вопроса по корректировке районных коэффициентов и «северных надбавок» требует комплексного научного исследования, включающего экспертизу оценки дискомфортных климатических условий, уровня инфраструктурной обустроенности территории и других факторов. Соответственно проведение оценки «северности» исключительно для одного района на территории Республики Коми невозможно. При этом для проведения данной оценки необходима разработка технического задания соответствующей научно-технической работы с возмещением за счет средств соответствующих бюджетов затрат на ее выполнение.
На основании вышеизложенного, учитывая неоднократно обозначенную позицию федеральных органов государственной власти, было принято решение, что дальнейшая работа над данным вопросом является сложно реализуемой.
С учетом положений Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Законом Республики Коми № 93-РЗ от 06 октября 2005 года «О повышенных и предельных размерах районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на территории Республики Коми» с 01 января 2005 года для работников государственных органов Республики Коми, государственных учреждений Республики Коми, а также для работников органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, расположенных в городе Вуктыле с подчиненной ему территорией, установлен районный коэффициент в размере 1,40.
При этом для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета и организаций, не относящихся к бюджетной сфере, расчет заработной платы производится с учетом районного коэффициента 1,30.
Для расчета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при назначении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также иных видов пенсии, лицам, проживающим на территории города Усинска и подчиненных его администрации населенных пунктов применяется районный коэффициент в размере 1,30.
В связи с чем Правительством Республики Коми с 2011 года велась работа по внесению изменений в федеральные законы Российской Федерации, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в части установления размера того или иного вида пенсии или фиксированного базового размера разного рода пенсий с учетом повышенного размера районного коэффициента, если органами государственной власти субъектов Российской Федерации размеры соответствующих районных коэффициентов к заработной плате установлены выше, чем установлены Правительством Российской Федерации.
На законопроект были получены отрицательные заключения из Аппарата Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Государственной Думы, Правового управления Государственной Думы, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по причине нарушения принципа разграничения полномочий, предусмотренных действующим законодательством, так как решение об увеличении районных коэффициентов принимает субъект Российской Федерации, а финансирование предусматривается за счёт средств федерального бюджета.
Аналогичный по своей сути законопроект вносился в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законодательным Собранием Амурской области и также был отклонен.
Также необходимо отметить, для решения вопроса об изменении районного коэффициента для г. Вуктыла в сторону увеличения необходимо провести предварительную оценку северности данной территории. В данном случае может быть применена Методика, разработанная Институтом экономических и социальных проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, в которой используется набор показателей, измеряющих проявление дискомфортности и периферийности, а также оригинальный метод расчета рейтингов (мест территориальных единиц), обеспечивающий высокую достоверность интегральной оценки.
Данная оценка и определение уровня дискомфортности проживания на территории основана не только на географической широте, но и на таких показателях, как:
- дискомфортность климатических условий (средняя зимняя температура, число дней с метелями, количество холодных дней в году, ультрафиолетовый дефицит и др.);
- характеристика периферийности территории и инфраструктурной
обустроенности, в том числе транспортная обеспеченность, заселенность,
очаговость освоения, социальная обустроенность (обеспеченность жильем,
детскими дошкольными учреждениями, врачами и т.д.);
- интегральное северное районирование.
По информации, представленной Институтом экономических и социальных проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, решение вопроса по корректировке районных коэффициентов и «северных надбавок» требует комплексного научного исследования, включающего экспертизу оценки дискомфортных климатических условий, уровня инфраструктурной обустроенности территории и других факторов. Соответственно проведение оценки «северности» исключительно для одного района на территории Республики Коми невозможно. При этом для проведения данной оценки необходима разработка технического задания соответствующей научно-технической работы с возмещением за счет средств соответствующих бюджетов затрат на ее выполнение.
На основании вышеизложенного, учитывая неоднократно обозначенную позицию федеральных органов государственной власти, было принято решение, что дальнейшая работа над данным вопросом является сложно реализуемой.